Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОХРАНЕНИЯ и УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Салтыкова Е.Н. , МОУ «Белокурихинская СОШ № 1»
Организация обучения детей и молодёжи с целью формирования у них потребности вести здоровый образ может заметно снизить поведенческие риски в ходе процесса социализации. Поэтому важно как теоретически, так и практически организовать такой обучающий процесс, который бы определял положительный вектор в естественном ходе социализации взрослеющего человека, совмещая его с формированием мотивации к здоровому образу жизни. Именно эта идея была положена в основу программы развития школы «Здоровое будущее». Основная цель программы: создание условий для инновационной теории и практики обучения, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирования духовно-нравственных ценностей, творческого потенциала учащихся, учебной мотивации и качества образования. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 5 раз нарушения осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Поэтому совсем не случаен тот факт, что сегодня в условиях модернизации российского образования в разработке государственных стандартов второго поколения участвовали не только институты образования, но и институты здравоохранения. Здоровье – категория педагогическая, оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека в семье, в детском саду, в школе. На школу ложится, помимо прочих, задача сохранения и развития физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Поэтому целесообразно говорить об использовании системного подхода и рассматривать школу, содействующую здоровью, как единую систему.. Школа не в состоянии изменить все внешние факторы в жизни учащихся, которые отрицательно влияют на состояние их здоровья, однако системный подход может изменить деятельность образовательного учреждения в необходимую сторону, а также создать перспективу активного влияния на улучшения социальных факторов. Такая модель отличается своей функциональностью и ставит своей целью изменить характер современной российской школы, открывая ей путь к здоровье сберегающей деятельности. Актуальность решения этой проблемы очевидна и определяется удручающей статистикой состояния здоровья школьников, а также их вовлечённостью в асоциальное поведение и так называемые вредные привычки. После проведения проблемно-ориентированного анализа работы школы определена принципиальная установка – создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, психолого-педагогического сопровождения, где ключевыми понятиями являются понятия психологического и духовного здоровья ребёнка, включающие его благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитие творческого начала в обучении, творческой активности учащихся. Исходя из поставленной педагогическим коллективом общей цели и основных задач, определены основные направления реализации программы развития, каждое из которых имеет свою подпрограмму. Все подпрограммы сегодня активно реализуются в школе, в целом реализуя все направления программы развития. 1. Подпрограмма «Кадры» Данная подпрограмма является ведущей во всей работе, так как эффективное выполнение в целом поставленных целей и задач невозможно без квалифицированных кадров. Цель подпрограммы: создать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку, комфортные психологические, здоровье сберегающие условия для повышения профессионального мастерства через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование системы методического сопровождения учебно–воспитательного процесса. 2. Подпрограмма экспериментальной работы «Инновации в учебно-воспитательном процессе школы в условиях реализации КПМО». Цель: создание новой теории и практики обучения, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья учащихся, повышение творческого потенциала школьника, учебной мотивации и качества образования Реализуется программа «Полезные привычки», широко применяется интеграция учебных дисциплин, реализуются авторские программы «Информатика в начальной школе», «Мой край, мой город», «Здоровый образ жизни». В этом учебном году уже апробированные программы введены в практику работы школы, разрабатываются и апробируются новые. Так особое внимание сегодня уделено в начальном звене систематизации опыта работы педагогов по проведению динамического часа и написанию общей программы с 1 по 4 класс. 3. Проект «Пути к вершинам здоровья» Цель проекта: создать условия для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса школы. Реализация данного проекта – это совместная работа творческого коллектива, в который вошли учащиеся старших классов. Члены Управляющего совета школы, администрация школы, шефы.
Проект предусматривает разработку единого механизма совместной деятельности организаций города, родительской общественности, Управляющего совета школы, педагогов школы и учащихся, вовлечение обучающихся в работу по организации и проведению мероприятий, направленных на приобщение детей, молодёжи к здоровому образу жизни. Инициатива по разработке проекта принадлежит администрации школы, Управляющему совету школы и школьной детской организации «Звезда будущего». Поддержку и помощь в реализации данного проекта оказывают Администрация города Белокурихи, комитет по образованию города, предприятия города, шефы школы, общественные организации города. Проект «Я – гражданин России» Цель: создать условия для развития и совершенствования форм и методов работы с молодёжью по патриотическому и гражданско-правовому воспитанию. Сегодня в рамках реализации проекта: 1. Подготовлен материал для оформления Зала боевой славы; 2. Реализуется программа «Современная литература о современной войне» 3. Реализуется авторская программа для начальных классов «Я – гражданин России» 4. Ведутся элективные курсы по правовому воспитанию учащихся старших классов 5. Стали традиционными встречи учащихся с ветеранами всех войн, проведение совместных мероприятий патриотической направленности, участие в городских и краевых мероприятиях Хочется сказать и о новых направлениях работы в рамках реализации программы развития, тех направлениях, без эффективной работы которых не возможно в полной мере осуществить намеченное. Работа в данных направлениях необходима и от того, как она будет строиться, будет во многом зависеть и успех основных направлений программы. Подпрограмма «Я и моя семья» Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Мы, педагоги, не можем не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Новизна современной ситуации в том, что значительная часть родителей пытается разобраться в сущности подходов к обучению, во время встреч с администрацией школы и педагогами задают весьма компетентные вопросы. Цель: выработать стратегию сотрудничества с родителями в решении вопросов осуществления учебно-воспитательного процесса в школе. Проект «Социальные партнёры» и подпрограмма «Моя новая школа» - это те два направления, которые, я бы сказала гармонично, зависят друг от друга, особенно сегодня, когда для успешной работы любого образовательного учреждения помимо огромного педагогического мастерства коллектива необходима и материально-техническая база, соответствующая современным требованиям, предъявляемым к качеству образования, в целом к ОУ. Немаловажное значение имеет внешний вид помещений, куда мы приглашаем всех участников образовательного процесса. Внешнее состояние помещений – это образовательная среда школы, и её состояние может вызывать либо активное неприятие школы, либо. Напротив, желание бывать в ней и делать её ещё лучше и уютней. Поэтому сегодня первостепенная задача – это приложить все усилия для создания в школе здоровье сберегающей среды, в которой будет комфортно работать и учиться. Для измерения эффективности работы и качества образования разработана система критериев. В службе мониторинга работает администрация школы совместно со специалистами школы. Главная цель, стоящая перед всем творческим коллективом, – создать все условия для эффективной реализации программы развития школы «Здоровое будущее».
| |
Просмотров: 748 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |