Четверг, 02.05.2024, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Друзья сайта
Новости
Мудрость
Посетители
Поиск
Погода
Праздники

Сайт директора школы

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА
Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной в социуме, - вот основная цель, которая сегодня должна быть приоритетной в современной школе. Отсюда и задачи:

- создание базовой культуры личности;

- формирование ценностных ориентаций, отвечающих интересам не только человека, но и общества;

- повышение культурного уровня каждого ученика;

- обеспечение индивидуальной траектории развития каждого ребёнка в соответствии с его возможностями.

А для этого необходимо, чтобы каждый ребёнок познал себя, особенности среды, тех условий, что  его  окружают, и сделал правильный выбор, определил цель и смысл своей жизни.

Из всех педагогических инноваций, на мой взгляд, сегодня особое внимание следует уделить кейс-методу как инновационному методу обучения, который позволяет учить детей развивать независимое мышление, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Считаю целесообразным эффективно использовать данную технологию и  при преподавании предметов гуманитарного цикла. Как учитель русского языка и литературы  кейс-метод использую преимущественно на уроках литературы (уроках внеклассного чтения, изучения нового материала) как в среднем, так и старшем звене.

Не секрет, что сегодня перед учителем литературы стоит одна из  больших проблем – нежелание детей читать.

Использование кейс-метода  позволяет значительно расширять кругозор детей, знакомить (хотя и фрагментарно) с большим количеством текстов, в том  числе и художественных.

Практика работы показывает, что интерес к целому тексту у более 50% детей  появляется после прочтения какого-либо яркого фрагмента.

Ещё один плюс использования кейс-метода я вижу в том, что  проведение таких уроков в системе  позволяет качественно готовить старшеклассников к заданиям части С ЕГЭ не только по литературе, но и по русскому языку, где ребёнку необходим  кругозор читательского опыта.

Надо сказать, что сложность использования кейс-метода состоит лишь в том, что  поиск кейсов (текстов) требует  значительно больше времени, чем подготовка к любому другому уроку. Но зато это  активный метод обучения, при котором на основе анализа практических ситуаций происходит понимание изучаемой проблемы, изучаемого предмета. Кейс-метод  обеспечивает творческий процесс  познания, влияет на формирование личностных качеств, учит анализу, получению практических навыков и знаний.

Урок внеклассного чтения 7 класс

Тема: «Милосердие. Как я его понимаю?»

Цель:

- создать условия для обучения детей  публичному высказыванию на философскую тему,  умению обосновывать свою точку зрения, решать речевые ситуации;

- развивать умение анализировать  художественный и публицистический  текст;

- воспитывать в детях чувство взаимопомощи, сострадания, гуманизма, самокритичности.

Изъять милосердие  - значит  лишить человека

одного  из важнейших проявлений нравственности.

Д. Гранин

                                                    ХОД УРОКА

1.     Вступительное слово учителя

Ребята,  сегодня мы с вами продолжим разговор о таком важном  в жизни человека понятии, как милосердие.

На одном из занятий мы говорили с вами об удивительных судьбах людей:

Анри Дюране – основателе Красного Креста, Юлии Вревской – сестре милосердия, Марии – главной героине повести В.Закруткина «Матерь Человеческая», каждый из них по-своему понял, что же такое милосердие, сделал свой жизненный выбор.

Какая из историй произвела на вас особое впечатление и почему?

Ответы детей: 

              1.На меня большое впечатление   произвёл рассказ о жизни Юлии Вревской. Мне кажется, что покинуть родной дом и начать   вкладывать свои деньги в какую-нибудь организацию, помогающую людям, сможет только самый великодушный человек, ведь  она была богата, умна, красива, жила просто  прекрасно. Что ещё нужно человеку?

            2.Я считаю, что Анри Дюран сделал очень много для всае нас, создав организацию Красного Креста и Красного Полумесяца, он посвятил всего себя людям.

             3. Мне понравилась повесть «Матерь Человеческая». События происходят во время войны. Я думаю, что именно на войне  более всего  проявлялось милосердие, люди спасали других людей, рискуя своей жизнью. Главная героиня повести Мария – храбрая, отважная женщина, спасла детей из детдома, своего будущего ребёнка, похоронила погибших. Эта повесть о героической и сильной женщине-матери. (и т.д.)

А как звучит тема нашего урока сегодня?

   Милосердие. Как я его понимаю?

О чём мы сегодня с вами поговорим более подробно?

Ответы детей: 

1.О том, как каждый из нас понимает это.

2.О том, как  об этом пишут.

3.О том, какие ситуации в жизни бывают, в которых нужно правильно себя вести.

4.О том,  какого человека мы можем назвать милосердным.

Давайте с вами попробуем дать определение  понятию «милосердие»

Милосердие – это…

Ответы детей: 

    1.Милосердие – это когда человек хочет помочь другому всегда. Я считаю, что милосердия больше, чем зла!

    2.Я считаю, что немного милосердия не помешает никому. Странное это слово «милосердие», даже необычное, но я думаю, что оно во мне есть.

    3.Я понимаю значение этого слова так: милосердие – это доброта, уважение, помощь людям в любую минуту, особенно больным, старикам, инвалидам.

   4.Я думаю, что если люди помогают друг другу независимо от того, знакомы они или нет, они проявляют милосердие.

   5. Как я думаю, милосердие – это именно  то чувство, которое позволяет людям жить вместе, в мире. Многие просто не понимают, как это важно. Милосердие – это волшебная сила  взаимопонимания, доброты. (и т. д.)

Мы с вами постарались определить  для себя, что же такое милосердие.

Словарь С.И. Ожегова объясняет это слово так:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

А теперь давайте обратимся к словам Д. Гранина. 

Как вы понимаете слова нашего эпиграфа к уроку?

Ответы детей: 

     1.Я считаю, что «изъять милосердие…» - значит лишить человека сочувствия, жалости, доброты. Такой человек может стать бездушным, злым, может быть, и человеком его трудно будет назвать.

     2.Я уверена, что в нашей жизни милосердие необходимо, без него мы  не сможем быть внимательными, отзывчивыми, никто никому не будет помогать в беде, как без этого смогут жить люди?

Знаете, ребята, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас не только понимал значение этих слов, но и мог соизмерять свои поступки с этими понятиями.

Ведь иногда от  от того, как мы себя ведём в какой-то ситуации, многое может зависеть в жизни другого человека, а иногда и сама его жизнь.

2. Читаем, обсуждаем, анализируем

Работа по группам (тексты)

1 группа

Отрывок из текста М. Шолохова «Судьба человека» (эпизод встречи мальчика и главного героя)

2 группа

Отрывок из текста В. Железнякова «Чучело» (эпизод сжигания чучела)

 

3 группа

Отрывок из текста  В. Закруткина «Матерь человеческая» (эпизод о раненом немце)

(фрагменты для текстов-кейсов из объёмных произведений для обсуждения учитель может использовать по своему усмотрению).

В группах ребята знакомятся с предложенными текстами, готовятся их проанализировать, определить основную тему и проблему, высказать свою точку зрения на поступки героев.

3. Выступление от каждой группы

Так какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать человек милосердный?

Ответы детей:    доброта, сострадание, взаимопомощь, сопереживание, сочувствие и т.д.)

4. Рефлексия (анкета)

Итак, сегодня мы говорили с вами о током важном, необходимом в жизни человека понятии, как милосердие.

Давайте постараемся оценить себя. (заполнение анкеты)

Инструкция :

Вам  предложены утверждения, которые вы должны оценить следующим образом:

Не знаю – 0 б

Никогда – 1б

Иногда – 2б

Да, всегда – 3б.

1. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей

2. Я очень волнуюсь , если должен сообщить людям неприятные для них известия

3. Я встаю на защиту, когда вижу, что  с кем-то плохо обращаются.

4. Я не могу оставаться спокойным, если  рядом кого-то обижают

5. Я считаю, что раздражительность больного человека нужно воспринимать спокойно.

6. Я считаю, что плачущего человека необходимо жалеть и успокаивать.

7. Я всегда оказываю помощь, когда вижу беспомощных  людей.

8. Я не могу пройти мимо, если мои знакомые чем-то угнетены.

9. При виде больного покалеченного животного я стараюсь  чем-то помочь.

1. Беспризорных домашних животных не следует отлавливать и уничтожать.

11. Я всегда помогаю своим близким и дорогим людям, а проблемы остальных не для меня.

Обработка ответов.

21-33 балла – высоко развита склонность к сопереживанию. Вы всегда готовы прийти на помощь. Сами вы слишком мягкосердечны, ран6имы, отзывчивы, поэтому сами нуждаетесь в поддержке и сочувствии со стороны близких людей.

11-20 – вы чувствительны  к нуждам и проблемам окружающих, отзывчивы и общительны, но вы не относитесь к числу особенно чувствительных людей. Стараетесь понять  переживания другого человека, но излишние излияния чувств иногда выводят вас из  терпения. Вашим эмоциям не достаёт тепла, а поступкам – терпимости.

0-10 – вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми. Не всегда можете проявить чуткость и отзывчивость к окружающим. У вас  нет раскованности чувств, и это мешает вашему полному восприятию людей. Вам стоит внимательно относиться к близким и принимать их переживания и потребности как свои.

(анкета составлена  совместно с педагогом-психологом школы)

5. Знакомство с новым произведением (публицистика)

Учитель сам читает текст «Отморозки» из журнала «Дитя человеческое»

2-3- 2010год.

Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение на одну из тем:

1.     Что особенно меня поразило в этом рассказе.

2.     Над чем меня заставил задуматься этот текст.

3.     Почему текс назван «Отморозки»?

 

Е.Н. Салтыкова, учитель русского языка и литературы

МОУ «БСОШ №1» г. Белокуриха, Алтайский край

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena (28.10.2011)
Просмотров: 2201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: