06:49 Выступление на городском семинаре по теме: «Организация работы учреждения образования по сохранению здоровья школьников» | |
Реализация программы развития школы как один из факторов сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса
«Школа здоровья» - довольно широкое социально- педагогическое явление. Так называют образовательные учреждения, утверждающие, что они содействуют решению проблем здоровья в образовании. Однако, как правило, такие школы, по оценке экспертов, в основном пытаются бороться со следствиями, не затрагивая тех коренных причин, которые приводят к ухудшению здоровья детей во время обучения. Статья 51 Закона РФ «Об образовании» указывает: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Однако в последние годы отчётливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. По данным Минздравсоцразвития и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 5 раз нарушения осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Поэтому совсем не случаен тот факт, что сегодня в условиях модернизации российского образования в разработке государственных стандартов второго поколения участвовали не только институты образования, но и институты здравоохранения. Здоровье – категория педагогическая, оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека в семье, в детском саду, в школе. На школу ложится, помимо прочих, задача сохранения и развития физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Поэтому целесообразно говорить об использовании системного подхода и рассматривать школу, содействующую здоровью, как единую систему, в которой весь образовательный процесс организуется согласно принципам адекватности и здоровьесбережения. Школа не в состоянии изменить все внешние факторы в жизни учащихся, которые отрицательно влияют на состояние их здоровья, однако системный подход может изменить деятельность образовательного учреждения в необходимую сторону, а также создать перспективу активного влияния на улучшения социальных факторов. Такая модель отличается своей функциональностью и ставит своей целью изменить характер современной российской школы, открывая ей путь к здоровьесберегающей деятельности. Актуальность решения этой проблемы очевидна и определяется удручающей статистикой состояния здоровья школьников, а также их вовлечённостью в асоциальное поведение и так называемые вредные привычки.
Организация обучения детей и молодёжи с целью формирования у них потребности вести здоровый образ может заметно снизить поведенческие риски в ходе процесса социализации. Поэтому важно как теоретически, так и практически организовать такой обучающий процесс, который бы определял положительный вектор в естественном ходе социализации взрослеющего человека, совмещая его с формированием мотивации к здоровому образу жизни. Именно эта идея была положена в основу программы развития школы «Здоровое будущее».
Основная цель программы: создание условий для инновационной теории и практики обучения, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирования духовно-нравственных ценностей, творческого потенциала учащихся, учебной мотивации и качества образования.
Задачи: - формирование здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся; - формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения, экологической культурой; - развитие содержания образования, методов обучения и качества образования путем интеграции, освоения инновационных форм и методов работы, способствующих повышению качества знаний учащихся; - развитие у детей высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им свободно ориентироваться и адаптироваться в сложном мире социальных отношений; - развитие системы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников; - развитие информационно-коммуникационной базы образовательного процесса, создание условий для развития информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в школе; - создание условий для развития творческих способностей учащихся, высокого уровня внеучебных достижений, навыков научно-исследовательской работы; - укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы на базе ресурсного центра дистанционного образования школы.
Сроки реализации – 2008-2011 годы Ожидаемые результаты: 1. Создание условий для перехода образовательной системы школы в новое более качественное состояние, от школы. 2. Повышение качества образовательных услуг с точки зрения их здоровье сберегающей направленности. 3. Стабилизация и снижение уровня заболевания учащихся простудными заболеваниями, органов зрения, сколиоза и т.д. 4. Создание условий для успешного развития личности учащихся, учитывающих их индивидуальные способности, потенциал и запросы. 5. Создание условий для высокого уровня профессиональной компетентности педагогов. 6. Создание условий для обобщения и распространения инновационного опыта педагогов через ресурсный центр дистанционного обучения.
Показатели и индикаторы:
1. Уровень состояния здоровья учащихся, педагогов. 2. Уровень навыков здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью. 3. Уровень качества знаний, обученности учащихся. 4. Участие обучающихся во внешних творческих конкурсах, олимпиадах, турнирах. 5. Уровень ценностно-смысловой компетентности учащихся. 6. Уровень социальной компетентности учащихся. 7. Уровень общекультурной компетентности учащихся. 8. Увеличение доли педагогов, использующих на высоком уровне здоровье сберегающие технологии, ИКТ, обобщающих и распространяющих свой опыт.
После проведения проблемно-ориентированного анализа работы школы определена принципиальная установка – создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, психолого-педагогического сопровождения, где ключевыми понятиями являются понятия психологического и духовного здоровья ребёнка, включающие его благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитие творческого начала в обучении, творческой активности учащихся. Исходя из поставленной педагогическим коллективом общей цели и основных задач, определены основные направления реализации программы развития, каждое из которых имеет свою подпрограмму.... http://direktor-school.ucoz.ru/glavnaj/__.doc
| |
|
Всего комментариев: 0 | |