Суббота, 04.05.2024, 09:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Друзья сайта
Новости
Мудрость
Посетители
Поиск
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Погода
Праздники

Сайт директора школы

Блог

Главная » 2012 » Апрель » 19 » Урок русского языка. Тема: «Однокоренные слова и формы слова»
10:16
Урок русского языка. Тема: «Однокоренные слова и формы слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Алтайский край, г. Белокуриха

 

урок русского языка 5 класс,

                                                  учитель  Е.Н. Салтыкова

 

Пояснительная записка

В рамках изучения курса русского языка в связи с итоговой аттестацией выпускников всё больше и больше уделяется внимание именно формированию у учащихся навыков грамотного письма и решению тестовых заданий, но тем не менее   прежде всего необходимо  и формировать культуру письма, культуру ценностного отношения наших детей к  русскому языку, его богатству и красоте. Подготовка и систематическое проведение уроков русского языка именно с культурологической составляющей  позволит приоткрыть тайну происхождения слова, его истории, позволит расширить мировоззрение детей о языке, его связи с литературой и историей. Такие уроки, безусловно, требуют дополнительной подготовки со стороны учителя, но и вызывают  живой интерес детей.

Тема: «Однокоренные слова и формы слова»

 

Цели урока:

1.       Систематизировать  изученный  материал о значимых  частях слова; умение формулировать определения; формировать навыки разбора слова;

2.      Развивать умение разграничивать понятия «однокоренные слова» и «формы слова», умение анализировать, сопоставлять, использовать в работе уже ранее изученный материал;

3.      Воспитывать любовь к родному языку, истории   слов, их возникновении в речи.

 

                                Ход  урока

1.      Проверка  домашнего задания.

-          Ответьте на вопросы:

Что такое морфема?

Какие морфемы вам известны?

Почему морфема является значимой частью слова?

 

2.      О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Новый ли это для вас материал? (нет, мы говорили об этом на прошлом уроке) На что, на ваш взгляд, нужно обратить особое внимание? (уметь разграничивать формы слова и однокоренные слова)

Какие слова называются однокоренными? Приведите примеры.

Что такое форма слова? Приведите примеры.

 

3.      Работа с текстом (текст написан на доске).

---  Прочитайте выразительно  текст.

---  Выпишите из текста в тетрадь однокоренные слова и формы слов.

--- Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.

Миф – это предание, возникшее в глубокой древност., ранний ви(д,т) ус.ного народного творчества. Миф отража.т стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений и в то же время свою беспомощ?ность перед этими явлениями. В мифах отражены и догадки о закономерностях ж.зни, ж.зненный опыт.

 

4.      Что вы знаете о мифах? С какими мифами мы познакомились с вами на уроках литературы?

 

5.      Эстафета. Кто быстрее и правильно напишет однокоренные слова к слову

 

                             Род.

 (родство, родственный, родня, родить, новорождённый, родимый, родинка, родненький, родина,  родственник, Рождество, родители, уродиться, народ )

 

-          Что такое лексическое значение слова?

-          Можно ли объединить все эти слова в одну группу по лексическому значению? Докажите  свою точку зрения.

(появиться на свет, дать жизнь, что-то любимое, дорогое, близкое по крови)

 

6.      Ребята, обратили ли вы внимание на то , что слово род у меня написано с большой буквы. Вы считаете, что это правильно или нет? (учащиеся высказывают своё мнение)

-          А где всё-таки мы встречали с вами это слово, написанное именно с большой буквы? (в славянских мифах)

-          Оказывается, ребята, все слова с корнем род, которые мы с вами записали связаны исторически ещё в славянских мифах.

 Род – отец Богов, родник Вселенной.

В русском языке  д-дж-ж-г – это взаимозаменяемые фонемы, поэтому к нашим словам можно добавить слова родник,  рожь, урожай, рог, рогожа.

Рог , т. к. бык тягловая сила земледельца, рог изобилия(урожай), знак княжеской власти, лучи солнца.

Рогожа – льняное полотно, выращиваемое земледельцем, из которого делали одежду, дар Богов.

 

Этот корень мы встречаем и в имени Сварог. Кто это? (Ответы учащихся. Ребята вспомнят содержание изученного мифа о сотворении земли.)

 

--- Давайте обратим внимание на написание ещё одного из однокоренных слов.

---Какое из слов, на ваш взгляд, написано неверно и почему? (слово родина?)

 

Итак, слово «родина» может быть написано как с маленькой, так и с большой буквы. В каком случае нужно писать с большой буквы?

-          Составьте и запишите предложение.

-          В каком случае это слово может быть написано и с маленькой буквы?

-          Составьте и запишите предложение.

-          Запишите формы данного слова. Выделите морфемы.

 

7.      Подведение  итогов урока.

-          О чём мы с вами говорили на уроке?

-          Что нового вы узнали?

-          Что такое однокоренные слова и как можно их  образовать?

-          Что такое формы слова? Изменяется ли лексическое значение при изменении формы слова? Какая морфема принимает участие в образовании формы слова?

-          Что такое окончание?

 

Домашнее задание:  подготовиться к проверочной работе по теме: «Лексика. Состав слова»,  записать в тетрадь однокоренные слова и формы к слову МИФ.

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.      Краткий словарь литературоведческих терминов-М: Просвещение,1978.

2.      Коровина В. Я.,Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 5класс.- М:Просвещение,2003.

3.      Ожегов С. И.  Словарь русского языка.- М.:Русский язык, 1988.

4.      Разумовская М. М., Лекант П. А.- Русский язык 5 класс.-

М.: Дрофа, 2001

5. Репкин В. В. Учебный словарь русского языка.-Томск: Пеленг, 1994.

Просмотров: 3353 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: