Блог
Главная » 2011 » Май » 3 » Урок развития речи 5 класс Тема: «В гостях у Лесного царства».07:37 Урок развития речи 5 класс Тема: «В гостях у Лесного царства». |
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Е. Н. Салтыкова
Урок развития речи 5 классТема: «В гостях у Лесного царства». Представленный урок необычен не только по содержанию, но и по форме. Он включает в себя элементы интеграции, воспитательной работы по развитию экологической культуры школьников, мастерской. Данный урок – один из уроков развития речи рабочего варианта авторской программы «Мой край, мой город» (поэтому список использованной литературы не представлен), в которой изучение программного материала русского языка по развитию связной речи построено на художественных и публицистических текстах поэтов и прозаиков Алтайского края. Цель урока: - активизировать знания учащихся по теме; - совершенствовать умение анализировать текст, создавать собственный текст на основе исходных текстов; - развивать связную устную и письменную речь учащихся, умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы (через монологическую речь и творческие работы учащихся; - - воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, ценить дары природы, воспитывать экологическую культуру учащихся. Оборудование: аудиозаписи симфонической музыки и эстрадной, фотографии лесных красот, картин Алтайских художников, текст из книги Александра Заволокина «Живая паутинка»; мультимедийный проектор, презентации. Методические приёмы: - фронтальная беседа; чтение и анализ текстов; работа в группах; метод наглядной передачи информации (презентация). Межпредметные связи: музыка, литератур, живопись, экология. Структура урокаУрок начинается с просмотра слайд-шоу с музыкальным сопровождением картин, фотографий природы (лес) окрестностей города, края и чтения учителем отрывков их разных художественных текстов о лесе. 1. Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке картин: Залы, залы,залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. (Б. Пастернак.) 2. Уходим всё дальше в лес, в синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга. Под ногами пышным ковром лежит мох. (М. Горький) 3. Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. ( И. Соколов-Микитов) 1. _________ Вступительное слово учителя ____________ ? О чём мы сегодня поговорим на уроке? ( ответы учащихся) Все отрывки, которые вы сейчас услышали, объединены одной темой. ? Какой? ( ответы учащихся) Да, ребята, отрывки, которые вы сейчас услышали, из художественных текстов наших русских писателей, фотографии, которые вы просмотрели о красоте, величие природы, красоте лесных просторов нашей необъятной Родины И сегодня я вас приглашаю отправиться в царство Лесного Царя, под сень величественных дубрав, рощ, разукрашенных яркими красками осени. 2._______________Словарная работа________________________ Знакомство с лексическим значением слов лес, дубрава, роща ( Индивидуальное домашнее задание. Ученик зачитывает значение слов из Толкового словаря ) 3. _______________ Погружение в тему урока _____________ (фоном звучит музыка) Закройте глаза, представьте, что вдруг оказались на лесной полянке, посмотрите по сторонам, деревья медленно покачиваются от небольшого осеннего ветерка, роняя свои разноцветные листья, медленно ступая по поляне, вы слышите шуршание листьев под ногами, еле уловимые звуки переклички птиц. Легко дышится в лесу, спокойно на душе, вы чувствуете себя частичкой этого лесного царства. А сейчас мы с вами вернёмся в класс. Откройте глаза. Давайте попробуем с вами описать словами то, что вы увидели. ? Какие мысли и чувства вызывало у вас путешествие в осенний лес? (ответы учащихся) ? Какие выразительные средства языка мы с вами можем использовать для описания нашего леса? Эпитеты : лес (какой?) красочный ,разноцветный, величественный, красивый, величавый, спокойный и т. д. Сравнения: в лесу как в сказке, деревья как огромные великаны, листья как разноцветный ковёр и т. д. Какую роль они будут играть в вашем тексте? (ответы учащихся) 4. _________ Творческая работа в группах _________________ В начале урока вы познакомились с текстами русских писателей. А сейчас вам самим предстоит создать текст, постарайтесь, чтобы он был ярким, интересным, грамотным. (работа в группах 5-7 минут, с использованием фотоматериалов) 5. _________________Чтение текстов ________________________ Спасибо всем за ваши произведения, ребята, дома вы обязательно вернётесь к своим текстам, внимательно проверите, может быть, что-то добавите или измените, сделаете текст более интересным. ? Ребята, а как вы думаете, все ли люди относятся к лесному царству как к бесценному богатству, истинной красоте, все ли ценят этот дар природы? (ответы учащихся) Конечно, к сожалению, нет, многие относятся к лесным угодьям потребительски, не думая о последствиях. Пожары, бездумная вырубка лесов наносят непоправимый вред природе, вред нам, людям. ? Почему именно и нам ? (ответы учащихся) Конечно, лес – это чистый воздух, так необходимый нашему организму. Я сегодня хочу познакомить вас ещё с одним замечательным произведением нашего земляка Александра Заволокина из книги «Живая паутинка», которое называется «Сибирский кедр» (чтение учителем текста, знакомство учащихся с текстом, текст распечатан на карточках) 6. __________________ Чтение учителем текста ______________________ Сибирский кедр На привольной русской земле стоял могучий развесистый кедр с мощной кроной. Мягкие шелковистые иголки его в тихую погоду, казалось, напевали задушевные песни. Песни о земле, родине, любви. Родина моя, хочу, чтобы узнала Ты ещё одно признание в любви… Несмотря на богатырскую стать, кедр по природе своей дерево очень ранимое и незащищённое. Сколько больших и малых птиц находили в его ветвях убежище от холодных ветров и гроз! Сколько белочек и разных прочих зверушек видели в нём своего покровителя и спасителя! Росшие по соседству стройные ёлочки любовались его красотой и с доверительной нежностью тянулись к нему, большому и доброму. Но однажды ясным февральским днём упал кедр. Свалила его под корень злая бандитская рука. Вскрикнули птицы, содрогнулись в ужасе ёлочки, всхлипнули белочки – прощай кедр!.. Прощай, брат, прощай навсегда!.. ? О чём этот текст? (ответы учащихся) ? Что хотел сказать нам автор? (ответы учащихся) ? какие мысли вызвал у вас этот текст? О чём заставил задуматься? (ответы учащихся) Давайте сейчас с вами попробуем написать текст-призыв ко всем людям о бережном отношении к лесным богатствам, используя для этого такие жанры творческой работы как стихотворение, акростих, синквейн, мини-сочинение. (3-5 мин) 7. _________________Чтение написанных текстов _____________________ ? Что сегодня на уроке особо произвело на вас впечатление? ? Какие уроки вы извлекли сегодня лично для себя? ? Какую проблему мы сегодня обсуждали? Актуальна ли она для нашего города? Почему? Домашнее задание: 1. Отредактируйте созданные вами сегодня тексты, запишите в тетрадь. 2. Дополнительное задание. Найдите к следующему уроку отрывки их художественных текстов о лесе или стихотворения, подготовьте выразительное чтение или чтение наизусть. |
|
Всего комментариев: 0 | |