Суббота, 18.05.2024, 11:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Друзья сайта
Новости
Мудрость
Посетители
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Погода
Праздники

Сайт директора школы

Блог

Главная » 2011 » Май » 3 » Урок литературы 5 класс
07:27
Урок литературы 5 класс

Тема: «И всю жизнь снится мне это утро»

Цель урока:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Шукшина, рассказом «Дядя Ермолай»;

-развивать умения монологической речи, выразительного чтения текста с учётом художественных особенностей;

- воспитывать интерес к творчеству В.М. Шукшина, к искусству слова, формировать представления о нравственных ценностях.

 

Оборудование: - мультимедийный проектор (презентация «Жизнь и творчество В.М. Шукшина»;

                              - текст рассказа «Дядя Ермолай»

 

                           Структура  урока

 

1.  _____Вступительное  слово  учителя (чтение стих. под муз. сопровождение) __

 

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха и горя

Стародавнее это село

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский

Пейзаж неброский

Бьёт о берег

Катуни волна

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.               

                                                                                                  (Г. Кондаков)

 

?       О чём мы сегодня  поговорим на уроке?

          (формулирование темы и цели урока совместно с детьми)

?       Беседа с учащимися

 

  1. Что вам известно о творчестве, жизни В.М. Шукшина?
  2. Бывали ли вы на родине Шукшина в с. Сростки? Шукшинских чтениях? Какие у вас остались воспоминания, что особенно привлекло внимание?
  3. 2009 год объявлен  губернатором края А.Б. Карлиным  Годом Шукшина. Почему ?

 

 

Сегодня мы с вами познакомимся со страницами биографии, творческого пути нашего земляка, рассказом «Дядя ермолай»

 

2. Рассказ о жизни и творчестве Шукшина (презентация)

 

3.Чтение рассказа «Дядя Ермолай»

 

?       Определите тему рассказа.   (воспоминание о детстве, об одном эпизоде, который спустя годы не даёт покоя)

 

 

?    Кто главные герои рассказа   ?

 

? Как вы думаете, почему Шукшин назвал рассказ «Дядя Ермолай»?

 

4.Работа с текстом рассказа

 

В основе рассказа лежит случай, который произошёл с автором, поэтому – это автобиографический рассказ

Герои не выдуманы. Шукшин даже имён не изменил.

Емельянов Ермолай Григорьевич, земляк Шукшина, совхозный бригадир

Васька….

Рассказ был написан в 1971 году, за три года до смерти В. Шукшина, а случай, о котором идёт речь в рассказе, произошёл, когда автору рассказа было 11-12 лет.

Постыдный случай :  ребят уличили во лжи, а они упорно стояли на своём.

В коротком вступлении к рассказу Шукшин написал: « Вспоминаю из детства один случай».

? Почему ВСПОМИНАЮ ?

( этот случай не даёт покоя главному герою, он помнит о нём постоянно)

 Из чернового наброска рассказа  мы узнаём о том, что  действительно  этот случай произошёл утром, после дождя.

« И всю жизнь снится мне это утро», - пишет Шукшин

 

? Но ведь ребята не совершили преступление. Подумаешь, солгали…

Зачем же всю жизнь об этом помнить? ( чтобы жить по совести)

 

Память навсегда запечатлела проступок, и через много лет Шукшин пишет рассказ «Дядя Ермолай».

Центральную часть рассказа составляет диалог дяди Ермолая и мальчиков.

Это своеобразный поединок. Проследим за их поведением, чувствами героев.

 

Чтение по ролям

? Почему, солгав, дети стоят на своём?

Сознаются ли они потом?

Почему Дядя Ермолай упорно добивается правды?

(м. б. боится, что маленькая ложь породит большую?)

 

? Почему этот случай не отпускает главного героя всю жизнь?

? О чём рассказ говорит нам, читателям?

? В чём главная мысль рассказа?

? О чём эпилог рассказа?

( дать понятие литературного термина «эпилог»)

В эпилоге В. М. Шукшин размышляет о жизни.

В чём смысл жизни таких людей, как дядя Ермолай?

Как Шукшин относится к своему герою, в каких словах это видно?

Что ценит Шукшин в человеке?

(записать слова – труженик, добрый, честный и т. д.)

 

 

Творческое  задание(5-7 мин.)

 

  1. «Жить по совести». Как я это понимаю?
  2. Что мне особенно понравилось, запомнилось в рассказе?

 

 ( чтение и обсуждение работ учащихся)

 

Не стоит на месте время, летят годы,  проходят…

Нет дяди Ермолая…

Нет самого Шукшина…

Но вечными остались такие понятия, как  СОВЕСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, ЛЮБОВЬ…

И ВЕЧНОЙ должна быть память о человеке, прославившим свою малую родину, близких и дорогих ему людей.

 

Домашнее  задание:

                                     Написать небольшой рассказ, один случай из вашей жизни, ваших друзей, близких и т. д., который особенно запомнился, почему. Начните свой рассказ с фразы: «И всю жизнь снится мне…»

Просмотров: 1698 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: