Блог
Главная » 2011 » Май » 3 » Урок литературы 5 класс07:27 Урок литературы 5 класс |
Тема: «И всю жизнь снится мне это утро» Цель урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Шукшина, рассказом «Дядя Ермолай»; -развивать умения монологической речи, выразительного чтения текста с учётом художественных особенностей; - воспитывать интерес к творчеству В.М. Шукшина, к искусству слова, формировать представления о нравственных ценностях.
Оборудование: - мультимедийный проектор (презентация «Жизнь и творчество В.М. Шукшина»; - текст рассказа «Дядя Ермолай»
Структура урока
1. _____Вступительное слово учителя (чтение стих. под муз. сопровождение) __
Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха и горя Стародавнее это село Здесь мальчишка торил дорожку, Пьяный ветер вдыхал с лугов, В огороде тяпал картошку, На Катуни тягал чебаков… Край сибирский Пейзаж неброский Бьёт о берег Катуни волна Знает каждый в России, что Сростки – Это родина Шукшина. (Г. Кондаков)
? О чём мы сегодня поговорим на уроке? (формулирование темы и цели урока совместно с детьми) ? Беседа с учащимися
Сегодня мы с вами познакомимся со страницами биографии, творческого пути нашего земляка, рассказом «Дядя ермолай»
2. Рассказ о жизни и творчестве Шукшина (презентация)
3.Чтение рассказа «Дядя Ермолай»
? Определите тему рассказа. (воспоминание о детстве, об одном эпизоде, который спустя годы не даёт покоя)
? Кто главные герои рассказа ?
? Как вы думаете, почему Шукшин назвал рассказ «Дядя Ермолай»?
4.Работа с текстом рассказа
В основе рассказа лежит случай, который произошёл с автором, поэтому – это автобиографический рассказ Герои не выдуманы. Шукшин даже имён не изменил. Емельянов Ермолай Григорьевич, земляк Шукшина, совхозный бригадир Васька…. Рассказ был написан в 1971 году, за три года до смерти В. Шукшина, а случай, о котором идёт речь в рассказе, произошёл, когда автору рассказа было 11-12 лет. Постыдный случай : ребят уличили во лжи, а они упорно стояли на своём. В коротком вступлении к рассказу Шукшин написал: « Вспоминаю из детства один случай». ? Почему ВСПОМИНАЮ ? ( этот случай не даёт покоя главному герою, он помнит о нём постоянно) Из чернового наброска рассказа мы узнаём о том, что действительно этот случай произошёл утром, после дождя. « И всю жизнь снится мне это утро», - пишет Шукшин
? Но ведь ребята не совершили преступление. Подумаешь, солгали… Зачем же всю жизнь об этом помнить? ( чтобы жить по совести)
Память навсегда запечатлела проступок, и через много лет Шукшин пишет рассказ «Дядя Ермолай». Центральную часть рассказа составляет диалог дяди Ермолая и мальчиков. Это своеобразный поединок. Проследим за их поведением, чувствами героев.
Чтение по ролям ? Почему, солгав, дети стоят на своём? Сознаются ли они потом? Почему Дядя Ермолай упорно добивается правды? (м. б. боится, что маленькая ложь породит большую?)
? Почему этот случай не отпускает главного героя всю жизнь? ? О чём рассказ говорит нам, читателям? ? В чём главная мысль рассказа? ? О чём эпилог рассказа? ( дать понятие литературного термина «эпилог») В эпилоге В. М. Шукшин размышляет о жизни. В чём смысл жизни таких людей, как дядя Ермолай? Как Шукшин относится к своему герою, в каких словах это видно? Что ценит Шукшин в человеке? (записать слова – труженик, добрый, честный и т. д.)
Творческое задание(5-7 мин.)
( чтение и обсуждение работ учащихся)
Не стоит на месте время, летят годы, проходят… Нет дяди Ермолая… Нет самого Шукшина… Но вечными остались такие понятия, как СОВЕСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, ЛЮБОВЬ… И ВЕЧНОЙ должна быть память о человеке, прославившим свою малую родину, близких и дорогих ему людей.
Домашнее задание: Написать небольшой рассказ, один случай из вашей жизни, ваших друзей, близких и т. д., который особенно запомнился, почему. Начните свой рассказ с фразы: «И всю жизнь снится мне…» |
|
Всего комментариев: 0 | |