Суббота, 04.05.2024, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Друзья сайта
Новости
Мудрость
Посетители
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Погода
Праздники

Сайт директора школы

Блог

Главная » 2012 » Октябрь » 7 » Курс по выбору Деловой русский язык 9 класс
14:00
Курс по выбору Деловой русский язык 9 класс


 Курс по выбору   

Деловой русский язык

 9 класс

Пояснительная записка

 Курс русского языка «Деловой русский язык» в рамках предпрофильной подготовки ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры учащихся. Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой - позволяют глубже познакомить учащихся с официально- деловым стилем русского языка, с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, документацией как разновидностью письменной деловой речи и т. д.

Уровень рассматриваемых тем курса таков, что к их подготовке и изучению можно привлечь значительное число учащихся.

Темы подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.

Элективный курс делового русского языка нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста — участника профессионального общения — комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности. Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности.

   Задачи курса:

- задать систему ориентиров в языковом деловом многообразии с тем, чтобы ученик мог определять границы своей деловой компетентции;

- способствовать расширению делового речевого опыта;

- способствовать овладению конкретным жанром деловой устной и письменной коммуникации;

- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- развитие и формирование готовности учащихся к успешному, позитивному деловому общению;

- формирование практических навыков успешного, эффективного делового речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.

Классы: 9а,9б

В результате изучения курса обучающиеся должны:

- понимать назначение официально-делового стиля; - усвоить понятия "подстили деловой речи”,  "жанры речевых произведений”, "стилистическая норма”, "регламентированность речи”, "шаблон”, "стандартизация текста” и другие; - знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг; - владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; - понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста; - уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; активно владеть коммуникативно  значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.
       Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.

   При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.       Изучение языковых средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место должна занимать работа со словарями и справочниками. Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное тестирование.

Количество часов: 34

Образовательная область: русский язык

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема курса

Количество часов

Форма контроля

 

Введение

 

 

1.

Цели и задачи, структура и содержание курса.

Деловое общение и его особенности. (1 ч.)

1

Устный опрос

 

2.

Признаки официально-делового стиля. Разновидности официально-делового стиля, жанры, языковые особенности

1

Составление опорного конспекта

3.

Единая государственная система делопроизводства.

1

Составление опорного конспекта. Выполнение практической работы

 

 

Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи  

Приказ. Распоряжение. Инструкция. Счёт. Заявление.

 

4.

Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет.

Доверенность. Расписка. Справка. Протокол.

Моделирование текстов

Работа с текстами-образцами.

Выполнение практической работы

5.

 

Автобиография.

Анкета. Резюме.

 

Сопоставление и анализ текста.

Моделирование текстов

Выполнение практической работы

6.

Деловые письма. Этикет делового письма. Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости. Виды деловых писем. Форма отправления.

       5  ч

Сопоставление и анализ текстов.

7.

Инициативные коммерческие письма( письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация). Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо.

5 ч

Сопоставление и анализ текстов.

8.

Электронная почта. Факсимильная связь. Телетайп и телеграфная связь.

Нормы письменной и устной деловой речи.

2

Моделирование текстов

1

 

9.

Риторика-часть культуры делового общения. Фонетические нормы устной деловой речи

2

Тест

10.

Публичное выступление (сообщение, доклад, реферат)

4

Защита рефератов

 

 

 

 

Формы контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности ЗУН по освоению курса осуществляется на трёх уровнях: 1.текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); 2.промежуточный (проводится в форме творческих работ); 3.итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями и критериями оценивания: соответствие форме, структуре, требованиям к отбору лексических, грамматических и синтаксических норм. Критерий эффективности реализации программы курса: в результате изучения курса возможно получение максимального количества баллов за выполнение работ - 17. Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (9 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 9) - «незачёт»).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы”. – М.: 2002.

Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. – М.: 1979.

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 1999.

Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М.: 1989.

Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М.: 1977.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 1993.

Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 1991.

Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. – М.: 1982.

Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: 1987.

Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2001,

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М.: 1998.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: 1973.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.

Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. – Л.: 1989.

Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 1966.

Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М.: 1987.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: 2002.

Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994.

Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. - М.: 1989.

Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991.

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996.

Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. – М.: 2001.

Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. - М.: 1978.

                                                     Содержание курса.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ :

Деловое общение и его особенности. Культура делового общения. Формы и культура деловой коммуникации. Административно-канцелярский деловой подстиль. Единая государственная система делопроизводства. Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи. Официально-деловой стиль как язык документов. Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи. Деловые письма. Виды деловых писем. Деловой этикет. Риторика — часть культуры делового общения. Деловая коммуникация и паралингвистика. Документация — разновидность письменной деловой речи. Нормы письменной и устной деловой речи. Языковые аспекты официально-делового стиля. Лексические нормы письменной и устной деловой речи. Фразеология деловой речи. Грамматические особенности письменной и устной деловой речи. Синтаксис письменной и устной деловой речи. Фонетические нормы и фонационные средства устной деловой речи.

         ТЕМАТИКА РАЗДЕЛОВ :

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей. Типы и виды общения. Профессиональное общение и его составляющие. Роль лингвистической, коммуникативной, поведенческой компетенции в профессиональном общении. Языковая и речевая норма. Типы норм (фонетические, лексико-грамматические, стилистические). Типы нормативных словарей. Этикет и речевой этикет. Специфика русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность, толерантность, участие. Техника реализации этикетных форм: приветствие (обращение), завязка, развитие, кульминация, развязка. Речевые дистанции и табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Официально-деловой стиль речи как функционально-коммуникативная разновидность современного русского языка. Разнообразные формы официально-делового стиля речи и сферы их применения. Краткая история формирования официально-делового стиля речи. Письменная деловая коммуникация. Язык деловых документов как письменная форма реализации делового стиля речи: фонетико-графические, лексико-грамматические особенности. Композиционные особенности деловых документов. Требования к составлению и оформлению документов: стандартизация, унификация, клишированность. Бланки, реквизиты, условные обозначения, аббревиатура. Классификация деловых документов по назначению (организационно-распорядительные и информационно-справочные), по характеру (личные, служебные). Жанры деловой документации: договор, контракт, акт, приказ , устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, протокол, деловые письма и правила их составления. Деловое письмо. Виды деловых писем. Устная деловая коммуникация. Функции делового общения. Лингвистические (фонационные, лексико-грамматические) и экстралингвистические (краткость, логичность, аргументированность и т. д.) особенности деловой коммуникации. Этикет делового общения: культура участников общения, этикет взаимоотношений. Тактики говорения и слушания в деловом общении. Жанры устного делового общения и принципы развертывания текстов конкретных жанров. Принципы и приемы публичной деловой речи.

 

Просмотров: 2189 | Добавил: Elena | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: