Блог
Главная » 2012 » Октябрь » 7 » Курс по выбору Деловой русский язык 9 класс14:00 Курс по выбору Деловой русский язык 9 класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курс русского языка «Деловой русский язык» в
рамках предпрофильной подготовки ставит своей целью попытку использовать
возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании
деловой речевой культуры учащихся. Темы, рассмотренные на курсе, с одной
стороны примыкают к основному курсу, с другой - позволяют глубже познакомить
учащихся с официально- деловым стилем русского языка, с формами деловой
коммуникации, деловым этикетом, документацией как разновидностью письменной
деловой речи и т. д. Уровень
рассматриваемых тем курса таков, что к их подготовке и изучению можно привлечь
значительное число учащихся. Темы
подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого
уровня развития. Элективный
курс делового русского языка нацелен также на формирование и развитие у
будущего специалиста — участника профессионального общения — комплексной
коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность
знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления
межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и
ситуациях человеческой деятельности. Компетенция специалиста в определенной
области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками,
умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными и
собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный
(творческий) уровень профессиональной деятельности. - задать систему
ориентиров в языковом деловом многообразии с тем, чтобы ученик мог определять
границы своей деловой компетентции; - способствовать
расширению делового речевого опыта; - способствовать
овладению конкретным жанром деловой устной и письменной коммуникации; - дать ученику
возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; - развитие и
формирование готовности учащихся к успешному, позитивному деловому общению; - формирование
практических навыков успешного, эффективного делового речевого общения в
важнейших жизненных ситуациях. -
понимать назначение официально-делового стиля; - усвоить понятия "подстили
деловой речи”, "жанры речевых
произведений”, "стилистическая норма”, "регламентированность речи”, "шаблон”,
"стандартизация текста” и другие; - знать языковые средства, характерные для
официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при
составлении деловых бумаг; - владеть стилистическими нормами, уметь оценивать
деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; - понимать
природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические
ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками
стилистической правки текста; - уметь пользоваться справочной литературой в
целях получения необходимой информации; активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля,
т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление,
автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги. При обсуждении теоретических вопросов
(материалов введения и частично других разделов программы) используются
лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с
короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств целесообразно
связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с
текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов,
предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку
стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и
словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В
практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся
по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический
анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление,
стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа
выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства.
Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы –
формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты
различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным
образцам и заданным характеристикам. Используются различные по назначению и
характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного
характера, коммуникативные. Важное место должна занимать работа со словарями и
справочниками. Для оценивания результатов используются различные формы
контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего –
самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов,
редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию
собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное
тестирование. Образовательная
область: русский язык
Формы контроля по освоению
элективного курса и критерии их оценки. Контроль
уровня сформированности ЗУН по освоению курса осуществляется на трёх уровнях:
1.текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2.промежуточный (проводится в форме творческих работ); 3.итоговый (в конце
курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с
требованиями и критериями оценивания: соответствие форме, структуре,
требованиям к отбору лексических, грамматических и синтаксических норм.
Критерий эффективности реализации программы курса: в результате изучения курса
возможно получение максимального количества баллов за выполнение работ - 17.
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в
процентном соотношении: более 50 % (9 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 9) -
«незачёт»). ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Власенков А.И.,
Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык: Грамматика.
Текст. Стили речи.10-11 классы”. – М.: 2002. Галь Н.Я. Слово живое
и мертвое. – М.: 1979. Голуб И.Б. Упражнения
по стилистике русского языка. – М.: 1999. Горбачевич К.С. Нормы
современного литературного языка. – М.: 1989. Иконников С.Н.
Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М.: 1977. Кожина М.Н.
Стилистика русского языка. - М.: 1993. Методика развития
речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 1991. Практическая
стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А.,
Роговой К.А. – М.: 1982. Пустовалов П.С.,
Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: 1987. Программно-методические
материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2001, Рахманин Л.В.
Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М.: 1998. Рахманин Л.В.
Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: 1973. Розенталь Д.Э.
Практическая стилистика русского языка. - М: 1998. Стилистика русского
языка. Под ред. Шанского М.Н. – Л.: 1989. Сулименко Н.Е.
Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 1966. Чижова Т.И. Основы
методики обучения стилистике в средней школе. – М.: 1987. Власенков А.И.
Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. –
М.: 2002. Галлингер И.В.
Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994. Одинцов В.В., Иванов
В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999. Ожегов С.И., Шведова
Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992. Орфоэпический словарь
русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред.
Аванесова Р.И. - М.: 1989. Панов Б.Г., Текучев
А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991. Скворцов Л.И.
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996. Солганик Г.Я. Русский
язык: Стилистика. 10-11 классы. – М.: 2001. Учебный словарь
сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. - М.:
1978. Деловое
общение и его особенности. Культура делового общения. Формы и культура деловой
коммуникации. Административно-канцелярский деловой подстиль. Единая государственная
система делопроизводства. Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой
письменной речи. Официально-деловой стиль как язык документов. Язык деловой
переписки. Жанры письменной деловой речи. Деловые письма. Виды деловых писем.
Деловой этикет. Риторика — часть культуры делового общения. Деловая
коммуникация и паралингвистика. Документация — разновидность письменной деловой
речи. Нормы письменной и устной деловой речи. Языковые аспекты
официально-делового стиля. Лексические нормы письменной и устной деловой речи.
Фразеология деловой речи. Грамматические особенности письменной и устной
деловой речи. Синтаксис письменной и устной деловой речи. Фонетические нормы и
фонационные средства устной деловой речи. Общение
как социально-психологический механизм взаимодействия людей. Типы и виды
общения. Профессиональное общение и его составляющие. Роль лингвистической,
коммуникативной, поведенческой компетенции в профессиональном общении. Языковая
и речевая норма. Типы норм (фонетические, лексико-грамматические,
стилистические). Типы нормативных словарей. Этикет и речевой этикет. Специфика
русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность,
толерантность, участие. Техника реализации этикетных форм: приветствие
(обращение), завязка, развитие, кульминация, развязка. Речевые дистанции и
табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Официально-деловой
стиль речи как функционально-коммуникативная разновидность современного
русского языка. Разнообразные формы официально-делового стиля речи и сферы их
применения. Краткая история формирования официально-делового стиля речи.
Письменная деловая коммуникация. Язык деловых документов как письменная форма
реализации делового стиля речи: фонетико-графические, лексико-грамматические
особенности. Композиционные особенности деловых документов. Требования к
составлению и оформлению документов: стандартизация, унификация,
клишированность. Бланки, реквизиты, условные обозначения, аббревиатура.
Классификация деловых документов по назначению (организационно-распорядительные
и информационно-справочные), по характеру (личные, служебные). Жанры деловой
документации: договор, контракт, акт, приказ , устав, положение, инструкция,
решение, распоряжение, протокол, деловые письма и правила их составления.
Деловое письмо. Виды деловых писем. Устная деловая коммуникация. Функции
делового общения. Лингвистические (фонационные, лексико-грамматические) и
экстралингвистические (краткость, логичность, аргументированность и т. д.) особенности
деловой коммуникации. Этикет делового общения: культура участников общения,
этикет взаимоотношений. Тактики говорения и слушания в деловом общении. Жанры
устного делового общения и принципы развертывания текстов конкретных жанров.
Принципы и приемы публичной деловой речи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |